Официальный сайт селения Зубанчи

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 205
Главная » Статьи » Мои статьи

Статья из альманаха "Лица России": Ахмедхан Абу-Бакар

ЗЕМЛЯ ГЛУБОКА, А НЕБЕСА ВЫСОКИ

Даргинцы живут в средней части Дагестана (предгорье, среднегорье, отчасти равнина и высокогорье). Говорят они на даргинском языке, который принадлежит к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. В нем много диалектов, в том числе – акушинский (на его основе образован литературный язык), цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский. Распространён среди даргинцев и русский язык. Письменность на основе кириллицы создана в 1938, до этого была латиница, а еще раньше – персидское письмо. Верующие – мусульмане-сунниты. По данным переписи населения 2002 года численность даргинцев, проживающих на территории России, составляет 510 тысяч человек. В самом Дагестане – 425,5 тысяч. Это 16,5 % всего населения этой многонациональной республики. Основные занятия даргинцев – земледелие, скотоводство, домашние промыслы.

В ПУТЬ-ДОРОГЕ ЧЕЛОВЕК РАСПОЗНАЕТСЯ

Конечно, это всего лишь перечень голых фактов. Если мы хотим узнать о даргинцах что-то по-настоящему важное, то тогда надо обязательно познакомиться с книгами известного дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара (1931-1991), создававшего свои произведения на даргинском языке. Это: «Ожерелье для моей Серминаз», «Горцы на отдыхе», «Даргинские девушки», «Солнце в «Гнезде орла», «Любви бирюзовый цвет», «Тайна рукописного Корана». Все названные произведения переведены на русский язык, некоторые неоднократно переиздавались. По мотивам одной из повестей Абу-Бакара известный грузинский режиссер Тенгиз Абуладзе поставил комедийный фильм «Ожерелье для моей любимой» (1971). В свое время он был очень популярен. Кроме этой киноленты, есть еще и радиопостановка «Ожерелье для моей Серминаз». В ней приняли участие такие известные российские актеры, как Евгений Евстигнеев, Екатерина Васильева, Галина Волчек, Владимир Зельдин, Константин Райкин.

12 декабря 2006 года исполнилось 75 лет со дня рождения Ахмедхана Абу-Бакара. Эта дата широко отмечалась в республике Дагестан, но не только там. Радио «Россия» повторило трансляцию постановки «Ожерелье для моей Серминаз». В чем секрет неувядаемости этой повести? Наверное, в том, что в ней на примере простой любовной истории рассказывается обо всем народе. О его нравах, обычаях и силе духа. Видимо, надо действительно обладать большим талантом, чтобы рассказ о поисках подарка превратить в глубокую философскую притчу. Голубоглазая Серминаз – объект притязаний и страданий трех молодых людей из даргинского (кубачинского) аула. Они-то и отправляются в дальний путь за подарками. Реальность и вымысел, сказка и быль в этой повести переплетаются. В ней много юмора, а также комичных и гротескных ситуаций, но по сути своей повесть серьезна. Она ненавязчиво убеждает читателя в том, что именно любовь преодолевает вековую вражду между родами. После знакомства с творчеством Абу-Бакара становятся более понятными (и близкими) не только даргинцы, но и все другие народы, живущие в Дагестане. Раз уж мы завели разговор о чувстве юмора, которое с такой тщательностью исследовал в своих книгах Абу-Бакар, то не лишним будет вспомнить, что и в пословицах даргинского народа, создававшихся веками, много и комических ситуаций. Это не случайность и не прихоть поэтического воображения. Ведь что такое пословица? Своеобразный итог жизненного опыта, пойманный в сети слов. Итог, отшлифованный до острой и парадоксальной мысли. До постулата, который, как непререкаемая истина, входит в сокровищницу народной мудрости.

У верблюда спросили: «Почему у тебя шея кривая?» Он ответил: «А что у меня прямое?»
Овца в той же шкуре и жиреет и тощает.
После дождя бурку не надевают.
Из-за одного человека приходится считаться с тысячью других. (Кстати сказать, это не только пословица, но и четко сформулированный принцип либерализма).
Был бы мир пловом, а я – ложкой!
В компании с медведем груши не едят.
Вода останавливается в луже. (Интересно, что эту пословицу даргинцы употребляют в том смысле, что деньги к деньгам).
Скотина пестра снаружи, а человек изнутри.
Если есть ячмень, коню не нужна нагайка.
Дрова в лес не возят.
Даже море дождь любит.

У КОГО ЗЕМЛИ МНОГО, У ТОГО БЫКИ ТОЩИЕ

Итак, если верить даргинской мудрости, то все люди, и сами даргинцы, разумеется, разные. Друг на друга они не похожи. Внешне, наверное, все-таки похожи, но внутри все мы «пестрые». В таком случае, чем даргинец отличается от других народов – от русских, ненцев, долган или бурят? Какие качества делают даргинца даргинцем? Все зависит от так называемой «специфики менталитета». Под этим словосочетанием ученые понимают не какую-то особую психологию, а особенности народного характера, которые преломляются в самосознании индивида, в данном случае, отдельного даргинца. Это самосознание направлено на восприятие и осмысление себя и окружающего мира в соответствии с традиционными установками. Они (установки), словно фильтр, очищают психику человека от того, что для нее чуждо. Или, говоря другими словами, традиционные установки задают человеку направление восприятия, ориентиры постижения окружающего мира.

Конечно, если брать современных жителей больших городов, то им трудно сохранить традиционные установки в этом быстро меняющемся мире. В конце концов, спутниковое телевидение, Интернет (и вообще, глобализм) могут превратить весь мир в одну большую деревню. Нет ли, в таком случае, какого-либо «психологического механизма», который бы сам регулировал интерес народа к национальным традициям? Этой проблемой занимаются этнопсихологи. Они выясняют то, каким образом исторически сложившиеся стереотипы поведения прямо или косвенно передаются в ходе этнокультурных трансмиссий. Общеизвестно, что в обыденной жизни признанием пользуются те люди, которые соотносят свои повседневные поступки с общественным мнением. Соответствие или несоответствие социальным ожиданиям влияет не только на самого индивида, но и на его семью, родственников, весь род. Если человек совершает какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения даргинской (и дагестанской) этики поощрения или наказания, то это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят также и на счет всех его ближайших родственников. Поэтому человек старается не ударить лицом в грязь, не осрамить своих родственников, не совершить ничего такого, что заставило бы последних по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом». Соотнося свои поступки с общественным мнением, даргинец, как и многие дагестанцы, получает признание не только для себя, но и для семьи, рода, аула.

 КТО НЕ ОКАЗАЛ ПОЧЕТА ГОСТЮ, У ТОГО ПОЛЕ НЕ ЗАКОЛОСИТСЯ

Обычаев у даргинцев много, но особым статусом обладают два: обычай гостеприимства и почитания старших. Конечно, гостеприимство в разной степени присуще всем народам. Но даргинцы его относят к одной из самых величайших добродетелей. Гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никого не застает врасплох, потому что его ждут всегда, каждый день, каждый час и каждую минуту. В доме, где останавливается гость, должен царить покой и порядок. В присутствии гостей даргинцы не прибирают комнату, не подметают, не суетятся. В доме говорят спокойно, без нервозности, без нареканий. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом – все для гостя.

Даже если маленький ребенок нечаянно обнаруживает в доме запас конфет, то он непременно спрашивает у взрослых для кого эти конфеты: для гостей или не для гостей? Старость у многих народов не считается лучшим периодом жизни. Стариком быть трудно, да и не сладко. Совсем другое дело у даргинцев (и в целом у дагестанских народов).

Обычай глубокого почитания родителей и уважения старших – характерен для семейно-бытовых отношений даргинцев. Старость во всех случаях жизни имеет преимущество – молодые уступают место. Первым говорит старший, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советам внимают.

 Неуважительность, непочтительность к старшим осуждается даргинским обществом. Поэтому такое проклятие «Чтоб твоя старость была никому ненужной!» считается наиболее суровым. Старые люди, если молодежь относится к ним невнимательно, тоже бранятся: «Чтоб ты до старости не дожил!», «Чтоб твой глаз выпал!», «Чтоб твою голову сорвали!».

Есть еще целый ряд религиозных традиций, которые соблюдаются повсеместно. Даргинцы – люди верующие. Все жизненные события сопровождаются у них религиозными обрядами. Религия, хотя и не является этнической особенностью, служит усилению эмоциональных связей. Она регулирует жизнь не только верующих, но и неверующих тоже. Религиозные обряды переплелись с традиционными нормами поведения, которые прививаются с детства. На уровне обыденного сознания мораль и религия воспринимаются как вещи неразделимые. Если раньше верующими было старшее поколение, то теперь с изменением отношения к религии со стороны государства, молодые люди проявляют позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Особенно это характерно для сельских жителей, где сильны традиционные устои. Там религия естественна, и воспринимается, как нечто само собой разумеющееся, принадлежащее народу испокон веков. ъ

КАКОЙ МОСТ ПОСТРОИШЬ, ПО ТАКОМУ И ПЕРЕЙДЕШЬ

Что касается полигамии, то у даргинцев она не имела в прошлом широкого распространения, хотя шариат позволял иметь четырех жен. В основном, это было привилегией богатых, состоятельных людей. Сегодня так называемые «новые даргинцы» чаще всего многоженцы, что подчеркивает их возросший социальный престиж. Отношения в даргинских семьях строятся на традиционной основе, то есть главенствующее положение мужчины и зависимое – женщины. Нужно отметить, что полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против того, чтобы быть вторыми и третьими женами. Первое упоминание этнонима даргинцы встречается уже в XV веке – в комментариях к арабским рукописям. Но история даргинцев начинается гораздо раньше. На землях нынешнего Дагестана даргинцы появились еще в первом тысячелетии до нашей эры. В XIV веке у них утвердился ислам. С XVI столетия развиваются русско-дагестанские связи. В 1813 году по Гюлистанскому договору между Россией и Ираном даргинцы вместе с Дагестаном вошли в состав России.

Самым престижным общественным праздником даргинцев был обряд первой борозды, предназначенный обеспечить хороший урожай посредством системы обрядов охранительной, инициативной, посвятительной, умилостивительной, карпогонической (обеспечивающей плодородие) и других видов магии. Из мусульманских праздников особо ценятся день жертвоприношения (Курбан-байрам) и разговения (Ураза-байрам). Есть и другие обряды: Нового года (весной), вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца, завершения уборки урожая, «делания» воды (очистка источников и канав), начала весенних работ в виноградниках, благодарения пашни, выгона скота на первый выпас весной.

К природе, к животным и птицам даргинцы относятся трепетно, с любовью. На эту тему есть даже такая притча: «В одном из горных аулов случился пожар: загорелся дом. Всем аулом, кто в чем, кто чем, таскали воду из единственного родника и тушили пожар. Вдруг заметили, как ласточка летит к роднику, набирает в клюв капли воды, прилетает к дому, который горит, и, капнув свои капли, летит за следующей порцией воды. Люди спросили ее: – Весь аул таскает воду и не может потушить огонь. Что сделают твои капельки? – В этом доме мое гнездо. Кроме того, каждое утро хозяин слушал мои песни, – ответила ласточка и полетела за новыми каплями».

Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (06.08.2009)
Просмотров: 850 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Погода
Друзья сайта
Информационный портал «Деловая Махачкала»

Copyright © 2018 Zubanchi.ucoz.Ru.