Свадьбу зубанчинцы отмечают очень торжественно.
Сезоном свадеб как и у других народов, считалась осень. Свадебный ритуал у
зубанчинцев состоит из трёх актов; сватовство, сговор, свадьба. Все акты
состоять из определенных ритуалов и обрядов, сопровождающихся обрядовой
поэзией.
Зубанчинская свадьба имела
определенное намерение взять хорошую невесту из хорошей семьи. Хорошими считали
те семьи, которые имели достаток в доме и уважение в селе. А сама невеста -
здоровая и сильная, так как её брали для работы в поле и дома. Вопрос о
женитьбе сына, как и замужество дочери, решался старшими членами семьи.
Предпочитались браки внутри одного тухума,
рода, села.
Основой брачного союза в состоятельной семье
всегда были экономический или политический расчет. В бедных же семьях большое
значение имели физические качества невесты, ее крепкое здоровье, хозяйственные
навыки, так как искали хозяйку и продолжательницу рода. Брачный возраст раньше
колебался для девочек 13-18 лет, для юношей от 16 до 28 лет и старше.
Сватовство в
Зубанчи состояло из двух актов : предварительного спроса о согласии на
сватовство ( «гъайраркьни» - отнесение слова) и сватовство
( «ураркьни» - официальное обручение).
1. Отнесение слова: для спроса и согласии родителей девушки на сватовство
в прошлом ходил близкий родственник – уважаемый в тухуме человек. Получив
утвердительный ответ, он этим делился со всеми. После этого родители парня
посылали сватов.
2. Сватовство или обручение: сватать в прошлом ходили 1-2 человека. В настоящее
время (начало21 века) сватать ходят более 20 человек. Носят деньги, подарки.
После обручения родственники жениха и невесты близко общаются друг с другом, во
всем советуются. Совместно участвуют в полевых работах, помогают друг другу в
организации разных семейных торжеств. Таким образом, предсвадебный период имеет
большое не только хозяйственно-экономическое, но и социально -
психологическое значение. В этот период родственники жениха часть расходов на
содержание невесты берут на себя. Время от времени невесте делаются подарки.
Сговор. После сватовства родителям жениха и невесты
необходимо было сговориться о точных сроках свадьбы и объявить об этом
односельчанам. До свадьбы невесте носят калым: одежду, обувь, золото, сладости.
Ходят все родственники жениха, соседи, знакомые. Каждый родственник тоже несет
свои подарки. Среди идущих есть старшая женщина, которая произносит «дуа»
с пожеланием счастья.
После пожеланий,
родственников жениха угощаем разными кушаньями, во время
которого договаривались об окончательной дате. Перед уходом посланцев жениха
одаривали подарками. После этого обе стороны стали готовиться к свадьбе.
За 2-3 дня до свадьбы совершение обряда бракосочетания. Этот обряд совершают
в доме муллы или в мечете с участием отца или близкого человека невесты, а
также самого жениха на проведение данного обряда. Обряд завершался чтением
«Къулгьу».
Обряд привода невесты.
В этот день с утра шла подготовка
невесты. У нее собирались близкие родственницы и подружки. Одевали невесту ее
близкие подружки. Раньше невесту одевали в традиционное национальное платье из
парчи, на голову одевали большой белый платок с бахромой, лицо укрывали
гулменди.
Для невесты подготавливали хунжи
(где лежали: чуду, халва, конфеты и др.) и «цIикурла къани».
Привод невесты в Зубанчи является
центральным актом свадебного торжества. Раньше невесту обычно приводили далеко
за полночь. Сейчас невесту приводят к 8-9 часам вечера. За невестой ходили
родственники жениха, его друзья, соседи. Назначались ответственные за свадьбу
(мужчину и женщину в возрасте). Перед домом у невесты устраивали танцы. Потом
их приглашали в дом и начинали игру «выкуп». Требовали перед ужином кусок
мяса и горшок зерна. Только потом подавали на стол. Во время ужина женщины
старались украсть что-либо из дома невесты. После этого подружки должны одеть
невесту, привести ее в порядок. Со стороны невесты тоже готовят людей, чтобы
участвовали в свадебном поездке. С невестой с обеих сторон, держа ее, идут
близкие подружки, рядом идет взрослая женщина «иркьянав», которая остается с
невестой в доме жениха. Когда уже все готова, невесту выводят из дома и ее
подруги поют песни:
ГIебшнилизи агалли
Галгали кIа пяхIдиру,
Гьанна нуша аркьулра,
ХIушаб дуги гIяхIдираб.
Аркусила кьяш бархьаб,
КIелра давлала биаб.
Уршилис гьалмагъдешлис,
ЦIикурли дурхIя
варкьаб.
Молодые ребята, друзья
жениха заслоняют дорогу невесте и при этом просят чуду, бутылку. Пока они этого
не получат невесту не отпускают. Получив подарки, дорогу открывают, шествие
продолжается под музыку и песни.
«Нушила цIикурила
цIикала цад цIакь бакIаб,
ЦIикурила
гьалмагъла шагьлацад хабар дерхаб».
Свадебный экипаж заходит в
дом жениха. При входе невесту осыпают сладостями, рисом, а при входе ее
собственную комнату невесте и ее подругам дают мёд. Это означает, чтобы жизнь у
них было сладкой и веселой. Тут ее подруги поют песни:
Бамбализир базлизир
Нушайра хIеррарибра
Мургьилизир арцлизир
ХIушайра хIерраркьая.
Чурми духъяна тIамса
ТIахIлиура сахъая,
Мукук мургье унцла
ЛихIира алиная.
Мичихич чатIалаван
Гьалар – гьар дурцу хъали
Диаб хIела давлала
Рузи дила Аминат!
В доме жениха невесту сажали на
самое почетное место. После этого к невесте заходили родня жениха, поздравляли
ее. На улице (во дворе) в это время играет музыка, молодые танцуют. Жених
находится у родственника (со стороны отца) со своими друзьями. И один из друзей
приходит на разведку, узнать много ли народу еще осталось. Если людей мало, то
он об этом сообщает жениху и приводить в свой дом. Старшая женщина со стороны
невесты стелить постель новобрачным. Толпа расходиться по домам, только друг
жениха караулит у дверей новобрачных с представителем «иркьянав» т.е.
представительница невесты.
Друг жениха должен разбудить
молодого рано утром и отвести его в (кьуллу) для купания, причем молодой должен
иметь с собой кусок халвы, чтобы отдать первому встречному в подарок.
По обычаю, молодая должна была остаться на
новоселье безвыходно три дня, а на четвертый день пойти за водой. На следующий
день с утра началось главное свадебное торжество с музыкой, пиршество в
разгаре, танцуют, поют. Сигналом завершения свадьбы танец «Хъярчи бази». Третий
день свадьбы – это для близких и обслуживающих, и приглашают родственников
невесты.