Официальный сайт селения Зубанчи

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 206

Свадьбу зубанчинцы отмечают очень торжественно. Сезоном свадеб как и у других народов, считалась осень. Свадебный ритуал у зубанчинцев состоит из трёх актов; сватовство, сговор, свадьба. Все акты состоять из определенных ритуалов и обрядов, сопровождающихся обрядовой поэзией.

     Зубанчинская свадьба имела определенное намерение взять хорошую невесту из хорошей семьи. Хорошими считали те семьи, которые имели достаток в доме и уважение в селе. А сама невеста - здоровая и сильная, так как её брали для работы в поле и дома. Вопрос о женитьбе сына, как и замужество дочери, решался старшими членами семьи.

  Предпочитались браки внутри одного тухума, рода, села.

  Основой брачного союза в состоятельной семье всегда были экономический или политический расчет. В бедных же семьях большое значение имели физические качества невесты, ее крепкое здоровье, хозяйственные навыки, так как искали хозяйку и продолжательницу рода. Брачный возраст раньше колебался для девочек 13-18 лет, для юношей от 16 до 28 лет и старше.

       Сватовство в Зубанчи состояло из двух актов : предварительного спроса о согласии на сватовство (  «гъайраркьни» - отнесение слова) и сватовство

( «ураркьни» - официальное обручение).

            1. Отнесение слова: для спроса  и согласии родителей девушки на сватовство в прошлом ходил близкий родственник – уважаемый в тухуме человек. Получив  утвердительный ответ, он этим делился со всеми. После этого родители парня посылали сватов.

             2. Сватовство или обручение: сватать в прошлом ходили 1-2 человека. В настоящее время (начало21 века) сватать ходят более 20 человек. Носят деньги, подарки. После обручения родственники жениха и невесты близко общаются друг с другом, во всем советуются. Совместно участвуют в полевых работах, помогают друг другу в организации разных семейных торжеств. Таким образом, предсвадебный период имеет большое не только хозяйственно-экономическое, но и социально -  психологическое значение. В этот период родственники жениха часть расходов на содержание невесты берут на себя. Время от времени невесте делаются подарки. Сговор.  После сватовства родителям  жениха и невесты  необходимо было сговориться о точных сроках свадьбы и объявить об этом односельчанам. До свадьбы невесте носят калым: одежду, обувь, золото, сладости. Ходят все родственники жениха, соседи, знакомые. Каждый родственник тоже несет свои подарки. Среди идущих есть старшая женщина, которая  произносит «дуа» с пожеланием счастья. 

      После пожеланий, родственников жениха угощаем разными    кушаньями, во время которого договаривались об окончательной дате. Перед уходом посланцев жениха одаривали подарками. После этого обе стороны  стали готовиться к свадьбе. За 2-3 дня до свадьбы  совершение обряда бракосочетания. Этот обряд совершают в доме муллы или в мечете с участием отца или близкого человека невесты, а также самого жениха на проведение данного обряда. Обряд завершался чтением «Къулгьу».

 

           Обряд привода невесты.

   В этот день с утра шла подготовка невесты. У нее собирались близкие родственницы и подружки. Одевали невесту ее близкие подружки. Раньше невесту одевали в традиционное национальное платье из парчи, на голову одевали большой белый платок с бахромой, лицо укрывали гулменди.

    Для невесты подготавливали хунжи (где лежали: чуду, халва, конфеты и др.) и «цIикурла къани».

    Привод невесты в Зубанчи является центральным актом свадебного торжества. Раньше невесту обычно приводили далеко за полночь. Сейчас невесту приводят к 8-9 часам вечера. За невестой ходили родственники жениха, его друзья, соседи. Назначались ответственные за свадьбу (мужчину и женщину в возрасте). Перед домом у невесты устраивали танцы. Потом их приглашали в дом  и начинали игру «выкуп». Требовали перед ужином кусок мяса и горшок зерна. Только потом подавали на стол. Во время ужина женщины старались украсть что-либо из дома невесты. После этого подружки должны одеть невесту, привести ее в порядок. Со стороны невесты тоже готовят людей, чтобы участвовали в свадебном поездке. С невестой с обеих сторон, держа ее, идут близкие подружки, рядом идет взрослая женщина «иркьянав», которая остается с невестой в доме жениха. Когда уже все готова, невесту выводят из дома и ее подруги поют песни:

              

                ГIебшнилизи агалли

                Галгали кIа пяхIдиру,

                Гьанна нуша аркьулра,

                ХIушаб дуги гIяхIдираб.

 

                Аркусила кьяш бархьаб,

                КIелра давлала биаб.

                Уршилис гьалмагъдешлис,

                ЦIикурли дурхIя варкьаб.

 

      Молодые ребята, друзья жениха заслоняют дорогу невесте и при этом просят чуду, бутылку. Пока они этого не получат невесту не отпускают. Получив подарки, дорогу открывают, шествие продолжается под музыку и песни.

 

«Нушила цIикурила цIикала цад цIакь бакIаб,

ЦIикурила гьалмагъла шагьлацад хабар дерхаб».

 

     Свадебный экипаж заходит в дом жениха. При входе невесту осыпают сладостями, рисом, а при входе ее собственную комнату невесте и ее подругам дают мёд. Это означает, чтобы жизнь у них было сладкой и веселой. Тут ее подруги поют песни:

 

                Бамбализир базлизир

                Нушайра хIеррарибра

                Мургьилизир арцлизир

                ХIушайра хIерраркьая.

Чурми духъяна тIамса

ТIахIлиура сахъая,

Мукук мургье унцла

ЛихIира алиная.

                Мичихич чатIалаван

                Гьалар – гьар дурцу хъали

                Диаб хIела давлала

                Рузи дила Аминат!

 

    В доме жениха невесту сажали на самое почетное место. После этого к невесте заходили родня жениха, поздравляли ее. На улице (во дворе) в это время играет музыка, молодые танцуют. Жених находится у родственника (со стороны отца) со своими друзьями. И один из друзей приходит на разведку, узнать много ли народу еще осталось. Если людей мало, то он об этом сообщает жениху и приводить в свой дом. Старшая женщина со стороны невесты стелить постель новобрачным. Толпа расходиться по домам, только друг жениха караулит у дверей новобрачных с представителем «иркьянав» т.е. представительница невесты.

     Друг жениха должен разбудить молодого рано утром и отвести его в (кьуллу) для купания, причем молодой должен иметь с собой кусок халвы, чтобы отдать первому встречному в подарок.

     По обычаю, молодая должна была остаться на новоселье безвыходно три дня, а на четвертый день пойти за водой. На следующий день с утра началось главное свадебное торжество с музыкой, пиршество в разгаре, танцуют, поют. Сигналом завершения свадьбы танец «Хъярчи бази». Третий день свадьбы – это для близких и обслуживающих, и приглашают родственников невесты.
Погода
Друзья сайта
Информационный портал «Деловая Махачкала»

Copyright © 2018 Zubanchi.ucoz.Ru.