Архаический дагестанский орнамент характерен рядом
признаков, которые резко отличают его от так называемого «искусства сторон
ислама» в Азии и от декоративного искусства Европы, взращенного на традициях
античности с изрядной примесью влияния вкусов все той же Азии. Черты,
отличающие подлинно кавказско – горское монументально – декоративное искусство,
геометричность, начертание элементов, простота, лаконичность, свободная
композиция.
Народам древних земледельческих
культур Азии свойствен растительный орнамент: его элементы в значительной части
состоят из стерилизованных или натурально изображенных веточек, завитков,
листьев, цветов бутончиков. Имеется у зубанчинцев связь с русским декоративным
видам искусства. Он состоит из геометрических фигур: розеток, ромбов,
крестиков, спиралей и т.д.
Все дома у зубанчинцев построены из
резного камня. Резьба по камню связана с архитектурными формами здания.
Некоторые детали на стенах домов сильно отличаются от кладки. Имеются кольца,
орнаментальные композиции с арабской надписью. Встречаются декоративные росписи
с участием лошадей, декоративных птиц, зверей.
Часто применяют декоративную обработку
архитектурных деталей, например; проемов, консолей, карнизов и балконов. Часто
записи бывают детали строительства или имена строителей.
Одним из элементом оформления
фасадов домов является карниз – вернее ряд резных каменных консолей,
поддерживающих вес крыши. Здание мечети села этому свидетель, построено в
классическом стиле. Видимо строители были очень грамотные специалисты,
разбирались хорошо в архитектуре и в искусстве в целом.
Карниз, выступающий в верхней
части, где завершают каменную часть здания, выполнен в виде похожий коринфскому
ордеру Древней Греции.
(Мечет с.Зубанчи)
Строители мечети - (по
рассказам сельчан из селения Урари Дахадаевского района: Аммай – отец который
был архитектором и главным мастером, и сыновья – Гасайни и Багомед). Они
выполняли самую сложную работу,
по чертежу изготовляли камни.
Рассказывают: мастер при кладки с высоты выбрасывал не понравившийся ему
камень, поэтому братья их изготовляли в строгой точности по размеру.
Камень выдалбливали для строительства мечети в специальном месте «Канччила
сани». Может Богом или природой этот камень слой толщиной более одного метра,
как подарок был отпущен специально для такого дела. Как только завершили
строительство мечети, так и закончился этот слой.
Старожилы
рассказывали, что для строительства этого архитектурного сооружения сельчане
как один, пожертвовали своими последними денежными средствами. Молодые парни
выдалбливали из слоя блоки и приносили на ручных катках, на носилках, на
расстояние более одного километра.
Еще
рассказывают, чтобы сельчане не ссорились о месте расположении мечети «Хъарша»
и «Хьарша» было определено место в центре села. В этом месте протекает
маленький ручеек, а вовремя дождей – река, чтобы не повредить стены здания
построили арочный тоннель длиной более 14 метров, а в парадной
части здания арочный мост. Этим мостом соединяли два участка села «Хъарша» и
«Хьарша», называют мостом дружбы.
Говорят, что на этом месте и раньше была мечеть, но в
разрушенном состоянии. Возникло необходимость в строительстве новой и большой
мечети, по той простой причине, что верующих становилось все больше, да и
сама мечет была уже старая.