Производство изделий из шерсти уходит своими корнями в
глубокую древность. Из рассказов старожил селение находилось в другом месте
« ГIела ши» от
нынешнего селения в 6 км.
Зубанчинцы разводили овец в большом количестве. Поэтому еще с древнейших времен
научились использовать шерсть как сырье для изготовления «тигалая» (верхняя
одежда пастухов)_ защищающего пастуха от холода и дождя. Кроме «тигалая»
изготовляли переносную палатку и подстилку «варгьи».
В начале 30-х и в конце 40- х
годов в колхозе им. «Буденного» - села Зубанчи имелись более 27000 голов овец и
баранов. С степных и горных условиях для пастухов необходимо было
защитная одежда и палатки в большом количестве. Производством войлочных
«тигалай» и палаток, подстилок для этой нужды стали занимать женщины. Из
рассказов пожилых женщин Бахмудовой Сугьат, Аскандаровой Патимат, Агаевой Халум
стало известно, что этим видом искусства занимались женщины: Рабаданова Аминат,
Бахмудова Галимат, Гаджиева Патимат, Шарипова Ажай, Меджидова Марзи, Агаева
Халум, Салихова Патимат и т. д.
Для изготовления войлока по
их ним рассказам не требовалось специальных станков, оборудования и сложных
инструментов. Сначала очищали шерсть от посторонних примесей, раскладывали на
циновку или рогожу равномерным слоем определенной высоты в зависимости от
предполагаемой толщины будущего войлока. Для подстилки (ковру) потолще, а для
«тигалай» поменьше.
Поверхность этой шерстяной раскладки
обрызгивали горячей водой. От воздействия горячей воды отдельные шерстяные
волокна, обладающие свойством извитости, переплетались между собой и
приобретали такие важные технологические качества, как пластичность и волооко
способность, благодаря которым обыкновенная шерсть превращается в войлок. После
этого обработанную шерстяную раскладку вместе с циновкой аккуратно сворачивают
в рулон и катают его по ровной поверхности, часто использовали большие щиты из
разных прутьев для упругости площадки, до тех пор, пока вся шерсть не
превратился в однородный, плотный, упругий материал в войлок. Вся эта процедура
проходила в солнечный день.. об этом сообщали соседям. Молодым парням и
девушкам, чтобы присутствовали при очищении шерсти и раскладке. Молодые девушки
приносили воду, разжигали костёр, а парни готовили дрова, помогали девушкам в
приготовлении каши ( касир). Молодые организовывали хоровые лирические
песни-хороводы, а после завершения церемонии-танцы.
Раскатывали 4- женщины
с закатанными рукавами рубах. Здесь надо было работать всем равномерно, в такт,
сильно нажимая всем телом. Во время сушки обрабатывали раствором приготовленным
из сажи древесного угля и обожженных листьев дуба. Дополнителем был и раствор,
приготовленный из кожуры грецкого ореха.
После того, как
закончилась раскатка, выравнивали и сушили войлок. Расчёсывали веником из
проса. Из высушенного войлока изготовляли «тигалай».
Очень интересно было детям в
такие дни. Из остатков шерсти для них мастерицы раскатывали войлочные мячики
для игры в лапту, поэтому их можно было видеть вокруг мастериц.