Официальный сайт селения Зубанчи

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 205

Производство изделий из шерсти уходит своими корнями в глубокую древность. Из рассказов старожил селение находилось в другом месте

« ГIела ши» от нынешнего селения в 6 км. Зубанчинцы разводили овец в большом количестве. Поэтому еще с древнейших времен научились использовать шерсть как сырье для изготовления «тигалая» (верхняя одежда пастухов)_ защищающего пастуха от холода и дождя. Кроме «тигалая» изготовляли переносную палатку и подстилку «варгьи».

     В начале 30-х и в конце 40- х годов в колхозе им. «Буденного» - села Зубанчи имелись более 27000 голов овец и баранов. С степных и горных условиях для пастухов  необходимо было защитная одежда  и палатки в большом количестве. Производством войлочных «тигалай» и палаток, подстилок для этой нужды стали занимать женщины. Из рассказов пожилых женщин Бахмудовой Сугьат, Аскандаровой Патимат, Агаевой Халум стало известно, что этим видом искусства занимались женщины: Рабаданова Аминат, Бахмудова Галимат, Гаджиева Патимат, Шарипова Ажай, Меджидова Марзи, Агаева Халум, Салихова Патимат и т. д.

     Для изготовления войлока по их ним рассказам не требовалось специальных станков, оборудования и сложных инструментов. Сначала очищали шерсть от посторонних примесей, раскладывали на циновку или рогожу равномерным слоем определенной высоты в зависимости от предполагаемой толщины будущего войлока. Для подстилки (ковру) потолще, а для «тигалай» поменьше.

   Поверхность этой шерстяной раскладки обрызгивали горячей водой. От воздействия горячей воды отдельные шерстяные волокна, обладающие свойством извитости,  переплетались между собой и приобретали такие важные технологические качества, как пластичность и волооко способность, благодаря которым обыкновенная шерсть превращается в войлок. После этого обработанную шерстяную раскладку вместе с циновкой аккуратно сворачивают в рулон и катают его по ровной поверхности, часто использовали большие щиты из разных прутьев для упругости площадки, до тех пор, пока вся шерсть не превратился в однородный, плотный, упругий материал в войлок. Вся эта процедура проходила в солнечный день.. об этом сообщали соседям. Молодым парням и девушкам, чтобы присутствовали при очищении шерсти и раскладке. Молодые девушки приносили воду, разжигали костёр, а парни готовили дрова, помогали девушкам в приготовлении каши ( касир). Молодые организовывали хоровые лирические песни-хороводы, а после завершения церемонии-танцы.

      Раскатывали 4- женщины с закатанными рукавами рубах. Здесь надо было работать всем равномерно, в такт, сильно нажимая всем телом. Во время сушки обрабатывали раствором приготовленным из сажи древесного угля и обожженных листьев дуба. Дополнителем был и раствор, приготовленный из кожуры грецкого ореха.

      После того, как закончилась раскатка, выравнивали и сушили войлок. Расчёсывали веником из проса. Из высушенного войлока изготовляли «тигалай».

        Очень интересно было детям в такие дни. Из остатков шерсти для них мастерицы раскатывали войлочные мячики для игры в лапту, поэтому их можно было видеть вокруг мастериц.
Погода
Друзья сайта
Информационный портал «Деловая Махачкала»

Copyright © 2018 Zubanchi.ucoz.Ru.